Яктация у детей: причины, симптомы, лечение, последствия

Яктация

Яктация у детей: причины, симптомы, лечение, последствия

Яктация — двигательное возбуждение в форме хаотических некоординированных раскачиваний туловищем или головой, наблюдаемое преимущественно у детей раннего возраста.

Как правило, раскачивание сопровождается чувством удовольствия, а попытки окружающих помешать вызывают недовольство и плач. Наблюдается при аментивных и тяжелых делириозных расстройствах сознания.

Яктация головы характеризуется быстрыми ритмическими движениями головы (наклоны, вращения) и наблюдается у детей младшего возраста при неврозах, чаще перед засыпанием.

Феномен яктации у детей часто пугает мам своей выразительностью. Заметив, что малыш бессознательно раскачивает туловище и/или голову, молодая мамочка первым делом решает обратиться к неврологу.

В принципе, решение верное – с любой непонятной проблемой нужно идти к специалисту, но некоторые особо мнительные женщины способны довести переживаниями себя и окружение до нервного срыва за считанные минуты.

Причины яктации у детей

Этиологические факторы, приводящие к яктации, в целом схожи с таковыми при сосании пальцев. Особое значение в происхождении яктации имеет хронический дефицит внешней ритмической стимуляции (сенсорная депривация), ограничение двигательной активности.

Дети, страдающие яктацией, часто имеют от рождения повышенную потребность в сенсорной стимуляции и уже с первых месяцев жизни проявляют особую любовь к укачиванию, ритму, музыке.

К психотравмирующим факторам, провоцирующим возникновение яктации, следует отнести, в первую очередь, разлучение ребенка с матерью и, как следствие, воспитание его в детских закрытых учреждениях (домах ребенка).

Не меньшую роль играют конфликтные отношения между членами семьи или коллектива, эмоциональная и физическая перегрузки.

Первые проявления яктации могут возникнуть в связи с изменением жизненного стереотипа ребенка (появление зубов, переход от сидения к ползанию, от ползания к ходьбе).

В ряде случаев яктации сопутствуют нарушения сна, что подтверждено ЭЭГ-исследованиями. Имеется связь эпизодов раскачивания с переходными фазами между парадоксальным и синхронизированным сном.

Чаще всего причинами повышенных потребностей в сенсорной стимуляции являются следующие ситуации:

  • Малыш ощущает эмоциональный дискомфорт – возможно, имеются проблемы со сном.
  • Ребёнок при помощи данного «упражнения» старается самостоятельно снизить уровень мышечного напряжения.
  • Малыш готовит свой вестибулярный аппарат к смене основного двигательного процесса – готовится учиться ползать или начать ходить.
  • В организме имеется дефицит витамина Д – для детей это означает угрозу развития рахита.
  • Малыш пытается унять болевые ощущения – возможно, страдает от прорезывания зубов.
  • Проблемой может быть повышенное внутричерепное давление у детей – в таких случаях у ребёнка болит голова.
  • Яктация может быть последствием гипоксии плода, «заработанной» малышом и мамой в процессе родов.

Всё вышеперечисленное может стать причиной проявления феномена яктации – как видите, список причин включает местами не просто серьёзные, а даже опасные факторы, требующие повышенного внимания специалиста. Но не исключайте и тот факт, что ребёнку, возможно, просто понравилось новое, только что выученное движение.

Симптомы яктации

Яктация наряду с сосанием пальцев чаще всего встречается в раннем детском возрасте. Уже на первом году жизни можно наблюдать в развернутом варианте все ее клинические проявления.

Типичная яктация представляет собой раскачивание головой или телом в переднезаднем или боковых направлениях в положении сидя или стоя.

Раскачиваясь в положении стоя, ребенок всегда держится руками за стенки кроватки или манежа.

Необходимо отметить, что положение тела, в котором происходит яктация, во многом определяется уровнем развития его двигательных навыков. Так, у младенца 4-5 мес.

научившегося переворачиваться, раскачивание будет проявляться в виде многократного ритмичного перекатывания со спины на живот и обратно. При этом ребенок чаще всего до конца на живот не переворачивается, а ограничивается лишь боковым положением.

Описанные движения существенно отличаются от тех, которые младенец производит в норме, катаясь по горизонтальной поверхности пеленального столика или манежа.

В первом полугодии встречается также особая форма яктации – раскачивание тела с опорой на голову-пятки (поза «борцовского моста»). В этом случае следует проводить дифференциальную диагностику яктации с тоническими судорогами по типу опистотонуса.

С момента, когда ребенок начинает ползать, отрывая туловище от горизонтальной поверхности стола или манежа, может встречаться яктация туловищем вперед-назад в положении на четвереньках. В ряде случаев оно сопровождается вычурным отведением ребенком одной ноги в сторону.

Яктация часто осложняется биением головы о горизонтальную или вертикальную поверхность, что приводит к видимым косметическим дефектам (отечность и припухлость, гематомы на фронтальной поверхности головы).

Описано также интенсивное кручение головой с частотой, доходящей до частоты сердечного ритма.

Наконец, раскачивание может сопровождаться характерным эмоциональным подъемом, доходящим до выраженного возбуждения («гневливая яктация»).

Первый этап возрастной динамики яктации представляет собой поведенческую компенсаторную реакцию, приуроченную ко времени засыпания ребенка (младенческий и ранний детский возраст). Реактивное состояние, как правило, длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Раскачивание может прекратиться при устранении эмоционального дискомфорта, восстановлении динамики сна.

На втором этапе (адаптивно-гиперкомпенсаторном) происходит автоматизация раскачивающихся движений. Эпизоды раскачивания появляются в период активного бодрствования ребенка, физического утомления, дискомфорта, боли, приступов дистимии, тревоги, скуки, растерянности, когда ребенок заинтересован чем-либо.

Третий этап яктации приурочен в большинстве случаев к школьному возрасту. Он наблюдается в случае, когда патологическая привычка у ребенка сохраняется длительно, в течение нескольких лет. Личностная реакция на привычку и критика к ней возникают вследствие повышенного внимания окружающих к особенностям поведения детей. Ребенок стремится скрыть привычку.

У большинства детей яктация исчезает в дошкольном или раннем школьном возрасте. Поздняя редукция яктации связана с тем, что она приобретает черты навязчивого или насильственного явления. Возможна также трансформация яктации в психотический феномен. В последнем случае она может быть одним из проявлений кататонического симптомокомплекса при процессуальном заболевании.

Опасна ли яктация у детей?

Внимательные мамы чётко фиксируют любые изменения в поведении любимых чад и, несомненно, проявления яктации пугает их. Обращение к неврологу в этом случае необходимо – специалист проведёт обследование и выяснит точную причину рефлекторных покачиваний.

Однако для того, чтобы не терзаться раньше времени беспочвенными переживаниями, вам следует знать, что с подобной проблемой сталкивается огромного количество детей в возрасте от 5 до 8 месяцев. Чаще всего, феномену яктации подвержены дети мужского пола.

Ребёнок с таким феноменом часто «помогает» маме укачивать себя, предвосхищая её движения.

Грамотный специалист без труда объяснит вам, что подобный феномен абсолютно нормален и является симптомом какой-то быстро решаемой проблемы, не грозящей вашему малышу ни аутизмом, ни задержкой развития и ничем иным, что так пугает молодых родителей.

Лечение патологических привычек

Основный метод коррекции таких действий: психотерапия. Эффективны здесь будут семейная психотерапия, общие мероприятия по нормализации воспитания и любые другие методы, гармонизирующие внутрисемейные отношения. Для дошколят рекомендована игровая терапия, а подросткам назначаются сеансы рациональной терапии, а также гипносуггестивное лечение.

Профилактика патологических привычек

В классическом подходе используются следующие рекомендации для профилактики патологических действий:

  • Гармонизация семейных отношений;
  • Стабилизация воспитательного стиля, смягчение всего подхода;
  • Эмоциональная близость с ребенком, заинтересованность его чувствами;
  • Занятия творческими видами деятельности и физические упражнения.

Источник: https://healthsovet.ru/simptomy/yaktaciya

Что это такое

Яктация представляет собой двигательное возбуждение, обнаруживающееся в форме устойчивых некоординированных покачиваний головой либо туловищем.

Отмечается чаще у младенцев либо дошкольников, воспитывающихся в условиях эмоциональной недостаточности, страдающих задержкой психомоторного формирования или психического созревания, однако яктация у взрослых также встречается, но значительно реже.

Специалисты выделяют несколько вариаций описываемого состояния, обусловленных характером размеренных движений, их интенсивностью, объёмом: качания (ритмические колебания в стороны), челночные движения (малыш становится на четвереньки и совершает двигательные акты взад-вперед), биения (младенец бьётся головой о вертикальную поверхность либо горизонтальную), складывание (кроха садится в кроватке, а потом ложится, сопровождается глубоким наклоном вперед).

В группу риска появления описываемых проявлений можно отнести малышей с трудным детством (пребывающих в специализируемых учреждениях, проживающих в многодетных или неблагополучных семьях, где господствуют конфликты, ссоры).

Яктация возникает при подавлении индивидуальности малышей, когда их действия пресекаются строжайшими запретами, наказаниями или при игнорировании его. Подобными актами кроха обнаруживает собственное несогласие, протестует против наличествующего «режима».

Данный феномен более распространён среди малышей мужского пола. Каждому этапу детства присущи особые симптомы яктации. Так у младенцев она бывает в форме неоднократных ритмичных перекачиваний, у малышей старше полугодовалого возраста – раскачивания вперёд-назад либо влево-право.

Дети дабы не утратить равновесие часто при раскачиваниях ручками держатся за стену или кроватку.

Яктация у детей иногда появляется вследствие приобретения новых навыков и появления свежих возможностей: первые несмелые шажки или прорезавшийся зуб.

Причины

Генезис рассматриваемого состояния схож с этиологическим фактором сосания пальчиков.

В происхождении данного феномена особым значением обладает хронический недостаток внешнего равномерного поощрения (сенсорная депривация), сокращение двигательной активности.

Малыши, страдающие яктацией, нередко имеют врождённую повышенную нуждаемость в сенсорном поощрении. Такие дети выражают особую потребность к ритму, укачиванию, музыке.

Также значимую роль играют семейные взаимоотношения, где превалируют конфликты, эмоциональная напряжённость, физическая перегрузка.

Первые признаки яктации часто возникают вследствие изменения жизненного паттерна малыша (прорезывание зубов, появление новых навыков: ползание, ходьба). Нередко рассматриваемое состояние сопровождается нарушением сна, подтверждаемого электроэнцефалографией. Наблюдается взаимосвязь случаев раскачивания с фазами перехода от парадоксального (быстрый сон) к синхронному сну.

К причинам возросших потребностей в сенсорном поощрении относят нижеприведённые ситуации:

– кроха ощущает эмоциональный дискомфорт;

– малыш при помощи покачиваний стремится снизить мышечное напряжение самостоятельно;

– ребёнок подготавливает вестибулярную систему к изменению основных двигательных актов – готовится ползать либо начать ходить;

– дефицит витамина Д, что опасно возникновением рахита;

– кроха стремится устранить болевые ощущения, например, при прорезывании зубов;

– головные боли, вследствие роста внутричерепного давления.

Также яктация нередко бывает следствием гипоксии плода, возникшего в процессе родовой деятельности.

Часто рассматриваемое состояние обусловлено различными стрессовыми факторами, может являться проявлением детских неврозов или невропатии. У малышей, страдающих яктацией, иногда возникает задержка речевого формирования, психомоторного созревания, умственного развития. Преимущественно движения при описываемом состоянии не обусловлены эпилепсией.

Признаки

Положение тела малыша при яктации зависит во многом от уровня сформированности его двигательных способностей. Например, у пятимесячных младенцев, научившихся переворачиваться, данный феномен проявляется в форме неоднократного размеренного перекатывания на живот со спины и обратно.

Чаще всего кроха до конца перевернуться на живот не может, поэтому ограничивается боковым положением. Такие двигательные акты существенно разнятся от совершаемых младенцем в норме.

До шестимесячного возраста наблюдается особая форма состояния, заключающаяся в раскачивании с опорой на пятки и голову (позиция «борцовского моста»).

Таким образом, покачивания могут иметь следующие формы:

– размеренное покачивание головой (кроха, лёжа на животике, может качать головой, стоя или сидя);

– покачивание всем телом (также может производиться в сидячем либо стоячем положении);

– верчение головой (размеренное вращение по кругу головой либо из одной стороны в противоположную);

– движения в «борцовском мосте» (младенец производит размеренные движения, опираясь на пятки и голову, изогнув спину);

– трение либо стуканье головой о горизонтальную поверхность либо вертикальную плоскость;

– размеренное перекатывание с боку на бок либо с животика на спину;

– раскачивания на четвереньках;

– присаживания и складывания (малыш сгибает туловище к конечностям или присаживается, подгибая ноги).

Интенсивность раскачиваний нередко доходит до 30 колебаний в минуту. Длительность покачиваний может достигать 6 часов.

Они могут производиться непрерывно либо происходить сериями по несколько (5-10) колыханий. Иногда колебания прекращаются, если кроху кладут на спину, однако вскоре возобновляются.

Если при раскачивании младенец кричит либо хнычет – это может сигнализировать о болевых ощущениях.

Наиболее травматичная яктация ребёнка во сне, поскольку он причиняет себе вред, ударяясь головой. Данная форма наблюдается, когда кроха дремлет на животе. Движения прекращаются, если младенца перевернуть на спину.

Лечение

Считается, что малыш, страдающий яктацией, не нуждается в специализированной коррекции. Рассматриваемое состояние по мере развития крохи проходит самостоятельно. Однако обязательным условием необходимым для устранения симптоматики является ликвидация провоцирующего фактора.

Итак, как лечить яктацию у детей? Для эффективной коррекции состояния рекомендуется выполнять ниже приведённые действия:

– чаще целовать кроху, обнимать её, уделять больше внимания;

– прекратить укачивать младенца перед сном, дабы это движение не вошло в привычку;

– ограждать чадо от стрессоров;

– обеспечить постоянный тактильный контакт;

– за 2 часа до укладывания малыша следует отказаться от энергичных игр;

– делать расслабляющий массаж крохе;

– не перегружать чадо новыми насыщенными эмоциями, яркими впечатлениями;

– нормализовать внутрисемейные взаимоотношения.

Не следует приучать кроху через силу к самостоятельности. Основой терапии яктации является внимание, забота и родительская любовь.

Если перед сном наблюдаются проявления рассматриваемого состояния, то родителям следует незамедлительно взять кроху на руки, прижав к себе. Однако удерживать малыша, несмотря на его крики или видимое сопротивление, нельзя. Поскольку подобные действия лишь приумножат нервозность.

Так как яктация порождена сбоем в системе возбуждения-торможения, то в качестве коррекционных мероприятий могут потребоваться специфические методы. Здесь основным подходом будет психотерапия. Наиболее эффективными методами считается семейная психотерапия и любые иные методы, направленные на гармонизацию семейных взаимоотношений и нормализацию воспитательного процесса.

Однако дабы не возникло необходимости в психотерапевтическом воздействии, развитие яктации лучше предупредить. Ниже приведены условия, обязательные для здорового формирования детской психики, а именно:

– родительская любовь и безусловная забота;

– грудное вскармливание;

– прогулки;

– здоровый сон;

– отсутствие стрессоров.

Хотя в основном покачивания нивелируются с возрастом, приуменьшать последствия яктации всё же не следует. Поскольку яктация может привести к серьёзным последствиям. Недолюбленный малыш, ощущающий с детства собственную ненужность, во взрослом состоянии становится человеком, наполненным множеством страхов и комплексов.

Самым страшным является то, что кроха переносит во взрослое бытие эпизоды своего тяжёлого детства. Психика такого индивида характеризуется неустойчивостью, могут появляться психические нарушения.

Людям, интересующимся, как избавиться от яктации взрослому, можно посоветовать обратиться к психотерапевту. Поскольку запоздалая редукция яктации может быть обусловлена приобретением черт навязчивого состояния либо насильственного явления.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/yaktacziya/

Гиперкинезы у детей: симптомы и варианты лечения – Врач-Невролог

Яктация у детей: причины, симптомы, лечение, последствия

Гиперкинетический синдром у детей – расстройство, при котором наблюдаются неконтролируемые сокращения отдельных мышечных групп. Патология затрагивает мышцы лица, шеи. Такое явление периодически повторяется, проявляясь с разной интенсивностью и продолжительностью. Гиперкинезы как признак различных заболеваний могут быть врождёнными или возникать по мере роста ребёнка.

Причины возникновения

Гиперкинетический синдром – это не самостоятельное заболевание, а лишь симптом патологий, поэтому факторы, предрасполагающие к его появлению, разнообразны. Основными причинами считаются:

  • Отклонения в развитии центральной нервной системы, заложенные в период внутриутробного формирования плода, генные и хромосомные аномалии.
  • Наследственные заболевания, характеризующиеся медленным разрушением нервных клеток. У родителей с нейродегенеративными патологиями с высокой долей вероятности рождаются дети с аномалиями, одним из признаков которых является гиперкинез. Болезни такого рода диагностируются в раннем возрасте. Эта группа включает в себя такие метаболические сбои, как отложение железа в головном мозге (в базальных ганглиях), нарушение обмена меди, болезни Хантингтона, Минора.
  • Черепно-мозговые травмы, повлекшие за собой повреждение органов центральной нервной системы. У грудничков гиперкинез может возникнуть вследствие прохождения по родовым путям, если родовая деятельность матери происходила с затруднениями. У детей постарше мышечные сокращения вызываются непосредственно травмами, приводящими к разрушению клеток центральной нервной системы.
  • Интоксикация препаратами: антипсихотическими, противосудорожными и другими лекарственными средствами, которые имеют способность накапливаться к нервной ткани, минуя преграду между капиллярной кровью и нейронами ЦНС. Прекращение приёма таких лекарственных средств приводит к исчезновению непроизвольных мышечных сокращений.
  • Эндотоксикоз вследствие гипертиреоза, высоких концентраций билирубина у новорожденных, при недостаточности функций почек и печени.
  • Аномалии движения крови по сосудам, снабжающим головной мозг. Сужение сосудов ведёт к кислородному голоданию и отмиранию клеток в центрах, отвечающих за координацию движений и мышечный тонус, что приводит к появлению гиперкинетического синдрома.
  • Воспалительные заболевания инфекционного характера. Менингит, энцефалит провоцируют гибель клеток в отделах мозга, координирующих движения. Вирусы приводят к разрушению миелиновых волокон, что провоцирует хаотические непреднамеренные сокращения мышц и ряд других симптомов.
  • Эмоционально-психические перегрузки. Ещё не сформировавшаяся центральная нервная система ребёнка не выдерживает чрезмерных стрессов, что приводит к расстройству психики, выражающемуся в том числе в резких непроизвольных движениях.

Кроме распространённых причин, выделяют также такие факторы: развитие опухолевых образований в головном мозге, системные аутоиммунные заболевания (ревматизм, волчанка и другие). В отдельную группу отнесены гиперкинезы при детском церебральном параличе.

Классификация и основные симптомы

В основу классификации заболевания положены разные признаки, и один из них – то, как видоизменяются движения у ребёнка с диагностированным гиперкинетическим расстройством. В соответствии с этим разделением существуют такие виды:

  • Быстрые, или гипотонические, гиперкинезы. Вызваны снижением длительного стойкого напряжения мышечных волокон. К этой группе относятся тикозный гиперкинез, хорея, миоклония, тремор.
  • Медленные, или дистонические. Вызваны непостоянством тонуса: одни мышцы испытывают чрезмерное напряжение, при этом другие гипотоничны. Такой тип непроизвольных сокращений характеризуется неестественностью положений тела в пространстве и включает в себя торсионную и цервикальную дистонию, сокращения круговой мышцы глаза, атетоз.

В соответствии с частотой, длительностью, интенсивностью аномальных сокращений и их локализацией выделяют такие формы патологии:

  • Тремор. Проявляется в виде дрожания конечностей, головы, является симптомом таких патологий, как паркинсонизм, болезнь Гентингтона.
  • Экстрапирамидная форма – расстройства этой группы вызваны поражением одноимённой системы, представлены многообразием видов: ритмический, тонический, фазический. Клинически проявляется в гримасах, аномальных движениях глазных яблок, непроизвольном произнесении звуков и слов, подёргиваниях конечностей.
  • Атетоз. Медленные тонические судороги, локализующиеся в мышцах туловища, конечностей, лица. Отсутствие лечения приводит к контрактуре суставов.
  • Оральный тип. К этому виду относятся гиперкинез языка у детей, сокращения мышц мягкого нёба, гортани, возникающие из-за инфекционных заболеваний.
  • Тики. У новорожденных часто проходят самостоятельно. Лечение тикозного гиперкинеза у детей затягивается, если отмечается нарушение мозгового кровообращения.
  • Хореическая форма. У детей диагностируется очень редко, представляет собой беспорядочные движения конечностей, могут быть задействованы также лицевые мышцы.
  • Дистонии. Затрагивают мышцы верхних и нижних конечностей, этот тип гиперкинезов у детей до года наиболее распространён.
  • Ознобоподобный тип. Выражается в виде дрожания, появления мурашек на коже, сопровождается поднятием температуры тела.
  • Истерическая форма. Характеризуется широкой амплитудой движений в отсутствие гипертонуса мышц, проявляется в состоянии нервного возбуждения и проходит, когда ребёнок успокаивается. Диагностируется у детей школьного возраста.

Основные симптомы гиперкинетического синдрома у детей, которые должны насторожить родителей:

  • дрожание;
  • непреднамеренные подергивания конечностей, головы, туловища;
  • дрожание мышц лица, глаз;
  • учащённое сердцебиение;
  • отсутствие симптоматики во время сна.

Необходимые исследования

Диагностика проходит в несколько этапов:

  1. Осмотр и опрос пациента и его родственников.
  2. Исследование головного мозга с помощью УЗИ.
  3. Магнитно-резонансная или компьютерная томография.
  4. Электроэнцефалография мозга.
  5. Электромиография.
  6. Анализы крови: общий, биохимический.

На основании исследований врач делает вывод о природе гиперкинетического расстройства, о первичном заболевании, что позволяет принять решение относительно терапии синдрома.

Рекомендованное лечение

Коррекция гиперкинетических расстройств осуществляется в соответствии с поставленным диагнозом. Специфической терапии, которая была бы одинаковой для всех случаев гиперкинеза у детей, не существует.

Лечение направлено на устранение причины синдрома, что влечёт за собой и регрессию симптомов, но часто это лишь временная мера.

Кроме медикаментозного воздействия, рекомендованы некоторые физиотерапевтические процедуры, массаж, обучение родителей основам лечебной физкультуры для детей.

Препараты

Для устранения патологии у детей назначаются лекарственные средства следующих групп:

  • Противосудорожные. Показывают эффективность в терапии миоклоний, тикозных расстройств.
  • Холинолитические средства. Назначаются при гипотонических формах заболевания.
  • Миорелаксанты. Оказывают расслабляющее действие на мышцы.
  • Адреноблокаторы. Облегчают состояние пациента при такой форме патологии, как хорея.
  • Нейролептики. Блокируют дофаминовые рецепторы на стриарных нейронах, применяются при любой из форм гиперкинетического синдрома.
  • Препараты ДОФА, снимающие тремор, назначают в раннем детском возрасте.

Детям с диагностированным синдромом показан приём витаминно-минеральных комплексов.

Отдельные болезни требуют специфического врачебного вмешательства: хирургического при спастической кривошее и раннем (ювенильном) паркинсонизме, ревматологического при хореях ревматологической природы.

Нетрадиционные методы

Терапия средствами народной медицины должна осуществляться параллельно с традиционным лечением и под контролем врача. Для снятия мышечного напряжения и купирования приступов используют:

  • Отвар из подорожника, травы руты, семян аниса.
  • Компрессы из листьев герани.
  • Мумие.

В качестве общеукрепляющей терапии для детей рекомендуется закаливание, игры на улице.

Мероприятия по предупреждению патологии

Специфической профилактики гиперкинетического синдрома у детей не существует. В случае если ребёнок находится в зоне риска развития заболевания (наследственные патологии), рекомендуется:

  1. Сбалансированная диета, обогащённая витаминами и минералами, калием, магнием, глицином.
  2. Умеренные физические нагрузки – лечебная гимнастика, пешие прогулки в среднем темпе.
  3. Благоприятная психоэмоциональная обстановка.
  4. Отсутствие умственных и физических перегрузок.

Прогноз

В случаях, когда заболевание имеет генетически обусловленную природу или вызвано патологиями развития ЦНС, прогноз неблагоприятный. Часто синдром переходит в форму хронического заболевания. Последствием отсутствия своевременной терапии становится инвалидность.

Если аномалия вызвана перегрузками (психоэмоциональными или физическими) на фоне возрастной незрелости нервной системы или некоторыми другими факторами, при своевременной терапии возможно устранение симптомов.

(45,00

Источник: https://vrnevrolog.ru/giperkinezy-u-detej-simptomy-i-varianty-lecheniya.html

Мутизм – вынужденное молчание: причины и симптомы у детей

Яктация у детей: причины, симптомы, лечение, последствия

Мутизм – это как собака: все понимаю, но не могу ответить. Состояние характеризуется потерей способности говорить при сохранности слуха и функционала речедвигательного аппарата.

Своим названием термин обязан латинскому слову mutus, что в переводе означает «молчание». Патология встречается и у детей, и у взрослых, но чаще все-таки развивается в детском возрасте.

Почему появляется  

Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.

Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.

Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.

Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка.

В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза.

Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.

Как и для любого невротического расстройства, в развитии мутизма у детей большую роль играет психотравмирующий фактор.

Любое событие, произведшее на ребенка яркое негативное впечатление, может запустить патологическую реакцию. Среди наиболее типичных – переезд, разлука с близкими, насилие.

Так, была установлена закономерность появления недуга у эмигрантов, предпочтительно пожилого и детского возраста. Хотя для каждого маленького мутиста такие факторы различны.

Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде.

Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу.

Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.

Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.

Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.

Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.

Виды  

Главным симптомом расстройства становится отсутствие речевой активности у ребенка. Однако в зависимости от формы дефекта он может проявляться в разных вариациях и сопровождаться сопутствующими признаками.

Самыми распространенными считаются следующие виды мутизма:

  • элективный;
  • психогенный;
  • эндогенно-психотический.

Элективный мутизм

Он же селективный, он же избирательный мутизм проявляется эпизодически, при отдельных обстоятельствах. Ребенок ведет себя раскрепощено, активно, болтает без умолку в семье, а в саду или в школе, с посторонними людьми отмалчивается. То есть, у него сохраняется способность говорить и понимать речь, но пользоваться он ею в определенных ситуациях не желает.

Селективный мутизм, а также негативизм, могут проявляться по отношению к отдельному человеку или обстановке. При этом мутист замыкается, отводит глаза, «скукоживается», не реагирует на обращение к нему либо общается жестами. Такая форма недуга становится признаком социофобии.

Обычно эта форма мутизма настигает детей старше 4 лет. Их речевое развитие до этого момента соответствовало норме, да и разговаривать они начинали вовремя.

Если дефект проявляется как негативная реакция на отдельного человека, обстоятельства, то он сопровождается ярко выраженными негативными эмоциями.

На этом фоне у малыша возникают спазмы в области шеи, вызванные сокращением ых связок, сведением челюсти.

Это провоцирует приступ страха, что усугубляет состояние ребенка и способствует закреплению невротического ответа на этого человека или ситуацию.

Сначала родители ругают молчуна, трактуют его поведение как каприз или упрямство, Такая позиция в корне неправильная. Поскольку пренебрежение данным обстоятельством приводит к социальной дезадаптации.

Психогенный мутизм

Психогенный мутизм чаще проявляется в 2 формах: истерической и логофобической.

Истерическому мутизму подвержены дети сверхэмоциональные, с нестабильным настроением. Он проявляется под воздействием сильного стрессора или же может стать способом привлечь к себе внимание, добиться желаемого.

На глазах 10-летней девочки автомобиль сбил насмерть человека. Для нее это было сильнейшим потрясением. Ее ноги перестали слушаться, она не могла устоять и упала.

Речь отнялась, она игнорировала все вопросы, обращенные к ней. Затем торможение сменилось возбуждением. Она начала бегать, скакать с улыбкой на лице.

После лечения психотическими средствами последствия пережитого шока удалось ликвидировать.

Логофобический мутизм становится проявлением навязчивого страха услышать свою речь. Чаще встречается у школьников. Он может проявляться в отдельных случаях, например, во время публичных выступлений. Или у ребенка существует страх произношения отдельных слов. Но бывают случаи, когда дети боятся говорить в принципе.

Логофобическая форма дефекта может формироваться по нескольким причинам. Например, в результате низкой самооценки, когда появляется боязнь услышать негативные отклики со стороны окружающих. Или как результат хронической усталости.

Это может быть следствием приобретенного страха, при котором ребенок дал себе установку молчать. К примеру, мать, страдающая алкоголизмом, в состоянии опьянения проявляла физическую и вербальную агрессию, если сынишка подходил к ней и начинал что-либо рассказывать или просить.

Имеет значение в процветании логофобии и языковой барьер, когда дети попадают в местность с новым для них диалектом.

Но существуют и физиологические причины расстройства. Одна из них – галитоз, то есть у человека появляется зловонный запах изо рта, что связано с обширным ростом патогенных бактерий в ротовой полости. Ребенок стесняется говорить, так как боится, что открыв рот, окружающие почувствуют зловоние и поднимут его на смех.

Эндогенно-психотический мутизм

Такое патологическое молчание проявляется в рамках эндогенных заболеваний. Шизофрения – яркий тому пример. При данном психотическом расстройстве нередко в перечне признаков присутствует кататонический мутизм, входящий в кататонический синдром. Обычно он проявляется при одноименной форме болезни и становится признаком негативизма.

Как правило, такая форма мутизма характерна для стадии кататонического ступора, и возникает наряду с двигательной заторможенностью.

Кроме этого, выделяют бредовый и галлюцинаторный мутизм, появляющийся в рамках бредовых идей и видений, а также маниакальный, депрессивный и смешанный.

Избавление от расстройства

Распознавание симптомов детского мутизма и его лечение вызывает некоторые сложности. Для установления диагноза необходимо провести четкую дифференциацию явления с другими расстройствами.

Общепринятой схемы лечения мутизма у детей не существует. В каждом конкретном случае используется индивидуальный подход. Из возможных способов применяют:

  • психотические средства для снятия напряжения, купирования страха;
  • физиопроцедуры для расслабления мышц шеи и речедвигательного аппарата, которые ребенок напрягает в ситуации планируемого общения;
  • психотерапия. Изначально рекомендована индивидуальная терапия для установления контакта с маленьким молчуном. Но в дальнейшем все-таки следует переходить на групповую форму. Нахождение в коллективе способствует установлению социального контакта и раскрепощению. Групповая терапия может проходить в форме театральных постановок. Обязательна семейная психотерапия.

Но стоит понимать, что главным шагом к восстановлению речевой активности ребенка становится лечение основного заболевания либо устранение травмирующего психологического фактора. Терапию необходимо начинать как можно раньше. Показаниями для обращения к врачу могут служить следующие ситуации:

  • если малыш не вступает в общение более 1 месяца;
  • наличие речевых проблем при определенных обстоятельствах;
  • ребенок слышит и понимает, что ему говорят, интеллект сохранен. Пытается общаться жестами, письмом;
  • отсутствие дефектов речедвигательного аппарата.

Дети, страдающие мутизмом – это особая категория. Несмотря на свою молчаливость, они все понимают, отличаются наблюдательностью и просто ослиным упрямством.

Отсутствие возможности говорить порождает в их внутреннем мире напряжение и неспокойствие. Они способны выплывать в разных ипостасях. Например, были замечены случаи выраженной жестокости детей.

Мальчик мог подойти к маме и ни с того, ни с сего укусить ее. Другие пациенты проявляли жестокость по отношению к животным.

Неспособность выражать свои мысли прямым путем требует относиться к молчунам с повышенным вниманием. Ранняя диагностика и помощь ребенку позволят избежать социального вакуума и психоза.

Источник: https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/mutizm-%E2%80%93-vyinuzhdennoe-molchanie-prichinyi-i-simptomyi-u-detej

Энцефалопатия у детей – что это такое, виды, симптомы, лечение и прогноз

Яктация у детей: причины, симптомы, лечение, последствия

Возвращаясь к вопросу об энцефалопатии у детей, рассмотрим основные понятия, причины и симптомы этой патологии у детей разных возрастов.

Энцефалопатия у детей представляет собой группу болезней нервной системы невоспалительного генеза, развивающиеся в результате воздействия на нейроны головного мозга различных повреждающих факторов, вызывающих нарушение его функций.

Болезнь развивается в результате патологических изменений непосредственно в нервных клетках, а диффузные изменения внутри клеток связаны со значительным нарушением их кровоснабжения, воздействием гипоксии, токсических или инфекционных агентов.

Виды энцефалопатии

Детская энцефалопатия по классификации практически не отличается от ее взрослой формы по этиологическому (повреждающему фактору), но как отдельная форма выделяется – врожденная энцефалопатия, развивавшаяся в результате воздействия повреждающих агентов на мозг ребенка еще в чреве матери.

Она может проявиться сразу после рождения (перинатальная энцефалопатия) или у деток старшего возраста (резидуальная энцефалопатия перинатально обусловленная).

Симптомы заболевания

Выраженность симптомов данной патологии и их комбинации зависят:

  • от возраста ребенка и степени созревания нервной системы;
  • от локализации и объема поражения ткани мозга и его глиальных структур;
  • от причинного фактора и длительности его воздействия на клетки мозга;
  • от наличия сопутствующих заболеваний, способных отягощать патологическое действие главных этиологических факторов (интоксикации, метаболические или сосудистые нарушения).

Общими признаками и симптомами энцефалопатии у детей являются:

  • частые головные боли, беспокойство, капризность, постоянный крик (у детей раннего возраста);
  • гиперактивность, неуправляемость, расторможенность, навязчивые состояния;
  • нарушения сна, которые проявляются сонливостью днем и бессонницей ночью;
  • неврозы в виде нарушения поведения или фобии в виде панической боязни каких-либо объектов явных или придуманных, а также явлений окружающей среды;
  • снижение памяти (чаще нарушения краткосрочной памяти по запоминанию слов,  цифр или названий предметов), познавательной активности и интеллекта ребенка;
  • нарушения слуха и зрения;
  • развитие гидроцефального синдрома (у детей первого года жизни).

Родителям нужно помнить, что при отсутствии диагностики и своевременного лечения отмечается прогрессирование диффузных изменений в клетках мозга, разрыв связей между нейронами и их гибель приводить к значительным отклонениям в работе ЦНС.В этом случае симптомы приобретают постоянный характер с усугублением признаков энцефалопатии и у детей, отмечаются:

  • частые обмороки;
  • головокружения;
  • астения;
  • ухудшение внимания и памяти;
  • изменения координации движений;
  • нарушения движений (вялые параличи, парезы);
  • психические и вегетативные нарушения;
  • значительное снижение интеллекта;
  • расстройства поведения;
  • задержка развития.

Дисциркуляторная или токсическая

При этой форме заболевания органические изменения в нейронах развиваются в связи с развитием и прогрессированием сосудистых заболеваний, врожденных аномалий церебральных сосудов или токсического воздействия на нейроны ядов, токсинов микроорганизмов, лекарственных или химических средств.

Эту патологию может спровоцировать воздействие на головной мозг ребенка следующих факторов:

  • системные или инфекционные васкулиты, эмболии, наследственные ангиопатии, стойкая гипотония, аритмии;
  • врожденные аномалии церебральных сосудов (аневризмы, атриовенозные мальформации, врожденные стенозы);
  • заболевания крови (лейкоз, тромбоцитопеническая пурпура, нарушения свертывания);
  • вирусные и инфекционные заболевания со стойким и длительным нейротоксикозом, осложненные септическими процессами;
  • прогрессирующие соматические и эндокринные патологии, вызывающие стойкие изменения сосудов микроангиопатии (сахарный диабет, патология надпочечников и щитовидной железы);
  • злоупотребление алкоголем, никотином, наркотическими и токсическими лекарственными препаратами (матерью в период беременности или в подростковом возрасте).

Эпилептическая

Эпилептическая энцефалопатия развивается на фоне учащения судорожных или бессудорожных припадков, приводящих к прогрессирующей гибели нервных клеток в очаге, формировании новых очагов эпилептифомной активности и в нарушении связей между нейронами.

Нарушение функции головного мозга проявляется в прогрессирующих когнитивных расстройствах, снижении памяти и интеллекта, расстройствах поведения, выраженной астении, нарушениях сна.

Выделяют две формы эпилептической энцефалопатии:

  • эпилептическая энцефалопатия I или разрушительная эпилептическая энцефалопатия –  развивается на фоне прогрессирующей установленной эпилепсии у ребенка при частых, длительных припадках, повторяющихся эпилептических статусах;
  • эпилептформная энцефалопатия II проявляется типичными психическими нарушениями, изменениями поведения, социальной дезадаптацией и когнитивными расстройствами, характерными для разрушительной эпилептической энцефалопатии при полном отсутствии характерных эпиприступов.

Перинатальная или резидуальная энцефалопатия перинатально обусловленная

Эта форма заболевания – от латинского резидуальный – значит «остаточный».

Таким образом, данный вид энцефалопатии может быть остаточным явлением перенесенных ранее патологических процессов в головном мозге.

Достаточно часто это заболевание наблюдается после перинатальной энцефалопатии.

Резидуальная энцефалопатия может никак себя не проявлять на протяжении долгого времени, чаще всего до 3-5 лет и только спустя этого периода начинают появляться симптомы.

Эффективность лечения детской энцефалопатии при ранней диагностике, полном и комплексном лечении, выполнении всех рекомендаций специалистов в большинстве случаев полностью излечивается до года и практически не имеет последствий во взрослой жизни.

Лечение энцефалопатии у детей

При развитии этого сложного патологического состояния мозга у детей необходима своевременная диагностика и комплексная терапия, которая направлена:

  • на раннее определение и устранение причины при продолжающемся воздействии на нейроны повреждающих факторов;
  • на максимальное восстановление структуры и функции поврежденных нервных клеток, глиальных структур, подкорковых ядер и связей между ними.

Для этого применяются лекарственные средства и лечебные мероприятия:

  • нейропротекторы – лекарственные средства, восстанавливающие структуру и предотвращающие повреждающее воздействие патологических агентов на нейроны (ноотропы, препараты аминокислот);
  • витамины группы В – улучшающие обменные процессы и нормализующие метаболизм веществ в нейронах;
  • сосудистые препараты применяются для улучшения кровоснабжения и венозного оттока (кавинтон);
  • транквилизаторы и седативные препараты;
  • нормализация режима дня, сна и бодрствования;
  • правильное рациональное питание;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • массаж;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • ЛФК.

Прогнозы и последствия во взрослой жизни

Чаще всего эта патология заканчивается выздоровлением. Но при большом объеме пораженных клеток, отказе от лечения или невозможности полного устранения повреждающего фактора и его прогрессирующего отрицательного воздействия на нейроны последствий избежать не удается. Наиболее часто развиваются:

  • задержка психического, двигательного или речевого развития;
  • компенсированный гидроцефальный синдром;
  • мигрени;
  • минимальная дисфункция головного мозга в виде астенического синдрома, вегето-сосудистых дисфункций;
  • неврозоподобные состояния.

К более серьезным поражениям головного мозга и ЦНС относятся:

  • ДЦП;
  • стойкие вегетативные пароксизмы;
  • выраженные нарушения эмоциональной сферы, депрессия;
  • психические отклонения с развитием шизофрении во взрослом возрасте;
  • эпилептический синдром;
  • прогрессирующая гидроцефалия;
  • выраженная умственная отсталость.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/mirmam/encefalopatiia-u-detei-chto-eto-takoe-vidy-simptomy-lechenie-i-prognoz-5d69f3f0aad43600ad82cfb8

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.